Новации и спорные вопросы
Положениями нового Таможенного кодекса Украины (далее - ТК Украины) несколько изменен порядок таможенного оформления товаров. В частности, данный нормативно - правовой акт предоставил импортерам некоторые интересные возможности. Так, популярным оказался механизм, предусмотренный ст. 55 ТК Украины, относительно свободного выпуска товаров в оборот при условии уплаты таможенных платежей декларантом на условиях финансовой гарантии. Этот путь решения вопроса действительно выгоден как для импортера, так и для таможни: таможня получает завышенные таможенные платежи, которые она рассчитала часто незаконно, а декларант завершает импортную операцию в кратчайшие сроки. Однако после проведения таких процедур, в дело вступают юристы, которые и должны выяснить вопрос о том, кто же был прав при таможенном оформлении.
Порядок таможенного оформления вызывает немало спорных вопросов. Вопрос, на котором мне хотелось бы остановиться, является комплексным. Он связан как с механизмом корректировки таможенной стоимости, так и с механизмом определения таможенной стоимости товаров.
Уверен, что это наиболее распространенный вариант применения ст. 55 ТК Украины: таможня определяет завышенную цену импортируемого товара, а декларант обязан доплачивать таможенные платежи, поскольку пребывание товара в течение нескольких месяцев на таможне часто приносит еще большие убытки, чем доплата таможенных платежей. Наша ситуация базируется на успешно завершенном деле в суде первой инстанции по правилам нового Таможенного кодекса Украины о признании незаконным Решения о корректировке таможенной стоимости товара.
Напомню, что ст. 55 ТК Украины определяет, что в случае несогласия декларанта или уполномоченного им лица с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган по обращению декларанта или уполномоченного им лица выпускает декларируемые товары в свободное обращение при условии уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенной стоимостью этих товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и обеспечения уплаты разницы между суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости товаров, определенной таможенным органом, путем предоставления гарантий в соответствии с разделом X настоящего Кодекса.
В течение 80 дней со дня выпуска товаров декларант или уполномоченное им лицо может представить таможенному органу дополнительные документы для подтверждения заявленной им таможенной стоимости декларируемых товаров.
Определение таможенной стоимости товаров: трудности на границе
Следовательно, при ввозе товара на территорию Украины, таможня, ссылаясь на отсутствие документов иностранного экспортера с третьими лицами, которые подтверждают правомерность приобретения товаров и их ценовых характеристик, вынесла карточки отказа и осуществила запрос о предоставлении импортером вышеуказанных документов. Абсурдность требования понятна всем, кто знаком с внешнеэкономическими операциями - почти невозможно запросить документы от иностранного поставщика, поскольку после проведения хозяйственной операции и осуществление оплаты товара, часто отсутствуют механизмы воздействия на такого контрагента, или вообще отношения прекращены.
Тем не менее, таможня вынесла Решение о корректировке таможенной стоимости, которым осуществила оценку товара, используя соответствующие методы определения таможенной стоимости товаров, - на основании резервного метода определения таможенной стоимости. При этом за основу таможня приняла данные ценовой базы данных Единой автоматизированной системы ГТС Украины относительно товара этой же группы, но существенно отличающимся по качеству и втрое дороже. Конечно, это все повлекло соответствующее увеличение сумм пошлин и НДС. А потому видим, что правильность определения таможенной стоимости товаров со стороны таможни, мягко говоря, спорная.
Нужно отметить, что формально процедура, предусмотренная Кодексом в данном случае, была соблюдена. В том числе, было проведено консультацию таможенного органа с декларантом. Вероятно, что на этой стадии, по мнению законодателя, декларант должен понять требования таможни и добросовестно их выполнить. На практике же часто таможня выдвигает требования, выполнить которые невозможно, а консультация проводится «для галочки».
После завершения этапа подачи документов для уточнения своей позиции, которая редко меняет позицию таможни, наступает этап административного обжалования Решение о корректировке. Обжалование такое происходит в общем порядке, однако главной особенностью для практикующего юриста является тот факт, что деньги в данном случае уже уплачено в бюджет, следовательно, как инструмент выигрыша времени административное обжалование не подходит, и нужно как можно быстрее пройти эту стадию, тем более, что обычно государственная таможенная служба поддерживает позицию своих подразделений.
Итак, как эффективный механизм оспаривания Решение о корректировке таможенной стоимости можем определить только судебное обжалование в соответствующий административный суд.
Судебное обжалование: правильное определение и обоснование исковых требований
Таким образом, для защиты позиции в деле самое главное - определиться с правильными исковыми требованиями и их качественным обоснованием, ведь обжалования корректировки таможенной стоимости - дело непростое.
В подобных случаях целесообразно ставить вопрос о неправомерности действий таможенников при рассмотрении вопроса об отказе в согласовании цены декларанта и, соответственно, обжаловать карточки отказа.
Конечно, главным требованием является признание незаконным и отмена Решения о корректировке таможенной стоимости.
Ну, и наиболее важным для декларанта является вопрос возврата средств из бюджета. Заметим, что органом, ответственным за возвращение средств из бюджета, является Государственная казначейская служба. Следовательно, необходимо именно этот орган привлекать в качестве соответчика и ставить вопрос о взыскании средств из государственного бюджета соответствующих - сумм пошлин и налога на добавленную стоимость.
Правила определения таможенной стоимости товаров и отказ в применении метода определения стоимости по цене договора.
По ст. 57 ТК Украины, определение таможенной стоимости товаров, ввозимых в Украину в соответствии с таможенным режимом импорта, осуществляется по следующим методам (ч. 1):
- основной - по цене договора (контракта) в отношении товаров, которые импортируются (стоимость операции);
- второстепенные:
- по цене договора относительно идентичных товаров;
- по цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров;
- на основе вычитания стоимости;
- на основе прибавления стоимости;
- резервный.
Основным методом определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, является первый метод - по цене договора (стоимость операции) (ч. 2).
Итак, таможенная стоимость товаров и методы ее определения достаточно детально урегулированы Таможенным кодексом Украины. Относительно нашего вопроса, то при отсутствии обоснованных возражений таможенный орган должен применить первый метод определения стоимости на основании данных, предоставленных декларантом.
В то же время, согласно ст. 58 ТК Украины, метод определения таможенной стоимости по цене договора (контракта) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, применяется в случае, если:
- нет никаких ограничений в отношении прав покупателя (импортера) на использование оцениваемых товаров, за исключением тех, которые:
- устанавливаются законом или вводятся органами государственной власти в Украине;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены повторно);
- не влияют в значительной мере на стоимость товара;
- по продаже оцениваемых товаров или их цены отсутствуют какие-либо условия или оговорки, исключающие определение стоимости этих товаров;
- ни одна часть выручки от любой последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем не поступит прямо или косвенно продавцу, если только не будет сделана соответствующая корректировка с учетом положений части десятой настоящей статьи;
- покупатель и продавец не связанные между собой лица или хотя и связанные между собой лица, однако эти отношения не повлияли на цену товаров.
Метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора ( контракта ) в отношении импортируемых товаров не применяется, если использованные декларантом или уполномоченным им лицом сведения не подтверждены документально либо не определены количественно и достоверные и/или отсутствует хотя бы одна из составляющих таможенной стоимости, которая является обязательной при ее исчислении.
Итак, здесь имеется фактически одно условие, которое можно трактовать субъективно, а именно: отсутствие оговорок, исключающих определение стоимости товара.
В нашем случае таможня ссылалась на невозможность установить цену товара на основании предоставленных договоров, спецификаций и инвойсов, поскольку, по мнению таможни, такие показатели могут быть занижены иностранным Поставщиком с целью минимизации таможенных платежей.
В то же время наша позиция основывалась на том, и, наконец, суд согласился с ней, что ценовые показатели, указанные в договоре и инвойсах, достаточны для определения цены товара для таможенного оформления. Получение же документов, подтверждающих цену, которая была уплачена иностранным Поставщиком за товар, не требуется законом, кроме того является фактически невозможным. А непредставление таких документов не может свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в документах, представленных для подтверждения таможенной стоимости.
Данная позиция основывается на предписаниях Таможенного кодекса Украины, согласно ст. 53 которого документами, подтверждающими таможенную стоимость товаров, в частности являются:
- декларация таможенной стоимости и документы, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости, на основании которых производился расчет таможенной стоимости;
- внешнеэкономический договор (контракт) или документ, его заменяющий, и приложения к нему в случае их наличия;
- счет - фактура (инвойс) или счет - проформа (если товар не является объектом купли -продажи);
- если счет оплачен, - банковские платежные документы, касающиеся оцениваемого товара;
- транспортные документы, если по условиям поставки расходы на транспортировку не включены в стоимость товара, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров.
В нашем случае все эти документы были предоставлены, что и дало суду основания утверждать о незаконности неприменения таможней метода определения таможенной стоимости по цене договора.
Как подтвердить свою цену?
Более сложно доказать позицию в вопросе правильного определения цены товара.
Таможенный орган предпринял довольно распространенный трюк, когда рассчитал стоимость недорогого товара по стоимости гораздо более современного и дорогого оборудования, которое стоило втрое дороже.
Для начала нужно было показать, что данные товары являются совершенно разными, хотя и относятся к одной категории. В подтверждение своей позиции нами были приведены технические показатели и сравнительные характеристики продукта. Отмечу, что в подобных случаях целесообразна также и товароведческая экспертиза.
Ценовые же характеристики целесообразно подтверждать при помощи заключения учреждения, занимающегося мониторингом внешнеэкономических рынков. В нашем случае это был Держзовнишинформ, хотя это предприятие не является единственным, кто дает заключения о стоимости товара. Уже значительное время заключения таких учреждений не носят обязательного характера в административных спорах, однако, очевидно, что заключение авторитетного учреждения в данном случае является дополнительным подтверждением правоты декларанта.
Кроме того, важным является следующий вывод, к которому пришел суд в Постановлении: наличие в ценовой базе данных Единой автоматизированной системы ГТС Украины других показателей стоимости товара не является основанием для отказа в признании заявленной декларантом стоимости, поскольку указанная база объективно не может иметь всех данных по всем товарам, которые могут завозиться на территорию Украины.
Итак, показав, что декларантом были предоставлены все достаточные материалы для подтверждения стоимости, а таможня провела расчет таможенной стоимости товара с нарушением норм законодательства, нами было доказана позиция по делу. В данной публикации мы не рассмотрели, наверное, самый важный вопрос для импортера, а именно: вопрос фактического возврата средств из бюджета. Но вопрос этот является сложным и требует отдельного рассмотрения.
Опубликовано в "Юридической практике"
Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:
Тезисы доклада на IV Ежегодной Украинской Налоговой Конференции
К какой группе товаров относятся спиртосодержащие настойки
Обжалование решений таможни об определении кода товара