Государство предусмотрело ряд дополнительных гарантий и льгот гражданам Украины, призванным в рамках мобилизации, срочной службы, а также службы по контракту.
Обеспечение отдельных социальных льгот ложится на плечи компаний, где трудоустроены вышеназванные категории сотрудников, а именно:
- Сохранение рабочего места и должности.
- Сохранение среднего заработка (с последующей компенсацией из бюджета).
Первая гарантия подразумевает сохранение штатной единицы и закрепленного сотрудника за ней.
В отдельных случаях возникают вопросы, как реализовать такую гарантию (например, мобилизация директора, реорганизация предприятия, сокращения структурных подразделений и т.д.), но каждый такой случай нужно разбирать отдельно.
Порядок реализации второй гарантии следующий:
- выплата среднего заработка мобилизированному сотруднику (определяется по Порядку КМУ от 08.02.1995 г. № 100) в сроки, установленные предприятием для выплаты заработной платы (в соответствии со ст. 115 КЗоТ);
- подготовка отчета о фактических расходах на выплаты среднего заработка мобилизированным (по форме, установленной Порядком выплаты компенсаций от КМУ от 04.03.2015 г. № 105) и подача в военкомат для согласования;
- после согласования отчета с военкоматом (путем подписания военным комиссаром и проставления печати военкомата) – передача отчета в орган социальной защиты для получения компенсации.
Для того, чтобы компания имела право инициировать реализацию гарантий для мобилизированных сотрудников, сотруднику необходимо предоставить один из документов, которые подтверждают его мобилизацию (ч. 3 ст. 22 ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» № 3543-XII от 21.10.1993):
- мобилизационное распоряжение;
- повестка;
- распоряжение военного комиссара.
Следует заметить, что началом прохождения военной службы (ст. 24 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе») сотрудника считается день зачисления в списки личного состава воинской части – для граждан, принятых на военную службу по контракту, в т. ч. военнообязанных, проходящих сборы, и резервистов во время мобилизации; или день отправления в воинскую часть из районного (городского) военного комиссариата – для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.
Простыми словами – в повестке (или другом документе) должно быть указано, что лицо отправляется в военную часть (а не для уточнения данных или прохождения медкомиссии, например). После получения соответствующего документа компания может издать приказ о временном освобождении сотрудника от работы на период призыва во время мобилизации. В приказе следует сделать ссылку на документ, являющийся основанием для его выдачи (т. е. указать повестку, распоряжения и т. д.). С момента выдачи приказа, и до даты демобилизации сотрудника (в общем случае), вступают в силу гарантии, предусмотренные ст. 119 КЗоТ.
17.03.2015 вступил в силу Порядок выплаты компенсаций сотрудникам, призванным на военную службу (далее - Порядок), в исполнение гарантий по сохранению заработку мобилизированным сотрудникам.
До разработки и опубликования правительством Порядка, предприятия выплачивали компенсации самостоятельно, за свой счет. С марта 2015, предприятиям следует руководствоваться Порядком с целью получения компенсации из бюджета.
Согласно порядку, заявление сумм на компенсацию выглядит следующим образом:
1) Подготовка специального отчета предприятием (Отчет о фактических расходах – Приложение 1).
2) Подача подписанного отчета в военный комиссариат по месту призыва служащего, для согласования (путем проставления печати комиссариата и подписи комиссара).
3) Подача согласованного с комиссаром отчета в орган социальной защиты.
Для выплаты компенсации, отчет подается ежемесячно до 15-го числа в орган социальной защиты населения (для г. Киева - структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных администраций).
Несмотря на общую простоту механизма, уже на данном этапе обозначаются вопросы, на которые Порядок не дает однозначного ответа:
- Отчетный месяц – в порядке четко не указано, отчет подается за текущий месяц или по итогам (на практике, предприятия отчеты на компенсацию за март подавали до 15 апреля). Соответственно, нет однозначного ответа – выплачивать сотрудникам компенсации необходимо только после получения денег из бюджета, или выплачивать в любом случае.
- Согласование с военкоматом – отчет согласовывается с военкоматом, которой призвал сотрудника, соответственно, если предприятие находится в Киеве, а сотрудник призван во Львове (по месту прописки), то и отдельный отчет на указанного сотрудника нужно ежемесячно согласовывать с львовским военкоматом.
- Периоды до 17.03.2015 – т.к. в Порядке ничего не сказано относительно выплат предприятиями компенсаций за 2014 год, то на сегодняшний день предприятиям компенсации за указанный период не возмещаются (органы соц. защиты не принимают документы за 2014 год).
- Первичная подача документов – в Порядке ничего не сказано о порядке уведомления органов соц. защиты куда, собственно перечислять деньги, поэтому вместе с первым отчетом (в 3-х экземплярах) необходимо подать письмо в свободной форме в орган соц. защиты с указанием банковских реквизитов предприятия.
Касательно удержания налогов и сборов из сумм компенсации, ГФС выдала разъяснения, что с 17.03.15 компенсации из бюджета не подлежат удержаниям и начислениям НДФЛ, ЕСВ и военным сбором. Надеемся, что Порядок в процессе будет дорабатываться, и спорные вопросы будут урегулированы.
Таким образом, подразделениям компании необходимо сделать следующее:
1. отделу по персоналу – взять подтверждающие документы у сотрудника, призванного на военную службу и издать приказ о временном освобождении от работы;
2. бухгалтерии – в сроки, установленные законом, рассчитывать и выплачивать средний заработок, а также готовить и подавать отчеты в органы социальной защиты (предварительно согласовывая их в военкомате) для получения компенсации из бюджета.