Статус законопроекта
Законопроект принят в первом чтении 19.06.2014.
04.07.2014 рассмотрение законопроекта во втором чтении было перенесено.
На сегодня, 07.07.2014, законопроекту ВРУ еще не принят. Далее приводится анализ законопроекта в последней доступной редакции от 03.07.2014.
Понятие налогового компромисса
Законопроектом вводится понятие налогового компромисса – режим освобождения от юридической ответственности плательщиков налогов и/или их служебных лиц за занижение налоговых обязательств по НП или НДС, при выполнении ряда условий.
Налоговые периоды, которые подпадают под положения о компромиссе – до 01.04.2014 г.
Срок действия режима налогового компромисса
Плательщики налога имеют право воспользоваться указанной процедурой на протяжении 90 дней с момента вступления в силу законопроекта. Законопроект вступает в силу с дня, следующего за опубликованием.
Механизм достижения компромисса
В случае, если плательщик налогов желает воспользоваться режимом компромисса, он должен подать по выбранным периодам следующие документы:
- уточненные расчеты по обязательствам (НДС или НП);
- перечень (описание) операций, по которым сделано уточнение.
В течении десяти дней после подачи уточненных расчетов, налоговый орган принимает решение о проведений внеплановой документальной проверки.
Если решение о проведении проверки не принято, сумма задекларированных обязательств считается согласованной.
По результатам проверки налоговый орган:
- принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений законодательства;
- либо составляет справку об отсутствии нарушений и подтверждении задекларированной суммы.
Процедура достижения компромисса длится 70 дней с момента подачи уточненных расчетов.
Сумма компромисса
В случае достижения компромисса с налоговым органом, сумма заниженных обязательств подлежит оплате в размере 10 %. Оставшиеся 90% считаются погашенными, пеня и штрафы не насчитываются.
Процедура компромисса на несогласованные суммы
Согласно п. 7 законопроекта:
7. Процедури податкового компромісу щодо розміру та строків сплати заниженого податкового зобов’язання з податку на прибуток підприємств та/або податку на додану вартість, встановлені цим підрозділом, можуть бути поширені на неузгоджені суми податкових зобов’язань, щодо яких триває процедура судового та/або адміністративного оскарження.
У такому разі платник податків у письмовій формі відмовляється від скарги або позову (інших процесуальних документів) та зазначає про погодження досягнення податкового компромісу.
Возможность использования процедуры во время проверки
Согласно последнего абзаца п. 1 законопроекта:
На випадки подання уточнюючих розрахунків податкових зобов’язань відповідно до цього підрозділу не поширюються норми статті 50 цього Кодексу.
А статья 50.2 НКУ гласит:
50.2. Платник податків під час проведення документальних планових та позапланових перевірок не має права подавати уточнюючі розрахунки до поданих ним раніше податкових декларацій за будь-який звітний (податковий) період з відповідного податку і збору, який перевіряється контролюючим органом.
Таким образом, нормы о невозможности подачи уточненных расчетов за проверяемые периоды, не распространяется на случай использования компромисса.
Выводы
Процедура использования налогового компромисса выглядит заманчиво, но помимо потенциального преимущества в виде индульгенции стоимостью 10 %, обладает и существенными недостатками:
- вместе с подачей уточненных расчетов, подается и перечень операций – плательщик открывает карты по проблемным местам, которые могут быть использованы во вред ему.
- подача уточненных расчетов будет служить поводом для проведения внеплановой проверки – учитывая освещение проблемных операций, налоговики будут знать каким проблемным операциям уделять внимание;
К сожалению, мы видим, что во многом методы налоговой не изменились за последнее время, несмотря на все формальные изменения в руководстве и лозунгах.
Фактически плательщик должен отдаться на "милость" налоговому органу, который будет решать, взять с нас 10 % или выполнить план и наполнить бюджет на все 100% + штрафы + уголовные дела.
Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:
«Выгодоприобретатели», «транзитеры», «налоговые ямы» ... или как еще назвать налогоплательщиков
Как не попасть под проверку при снятии по неосновному месту учета
О налогообложении акцизным налогом операций по выдаче, отчуждению и погашению векселей