Кому это нужно?
Иностранному инвестору вести бизнес в Украине не так легко, как кажется из отчетов органов государственной власти. Постоянные изменения в законодательстве заставляют иностранных инвесторов быть бдительными. Едва ли не каждый нерезидент, осуществляющий деятельность в Украине, оказывается перед выбором: быть или не быть регистрации иностранной инвестиции.
Согласно действующему законодательству, регистрация иностранных инвестиций не является обязательным, а потому не все субъекты предпринимательской деятельности считают нужным ее проводить. Итак, для чего же и кому нужна регистрация иностранных инвестиций? Анализируя действующее законодательство, приходим к выводу, что регистрация иностранной инвестиции нужна, в первую очередь, самому инвестору, чтобы обезопасить себя в будущем.
Так, согласно ч. 3 ст. 395 Хозяйственного кодекса Украины, незарегистрированные иностранные инвестиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законом (в том числе, Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования»).
Так, к таким гарантиям относятся : гарантии в случае изменения законодательства, в части принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, компенсации и возмещения возможных убытков иностранным инвесторам, гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности; гарантии перевода доходов и других средств, полученных от иностранных инвестиций.
Порядок регистрации иностранных инвестиций
Итак, рассмотрим подробнее процедуру регистрации иностранных инвестиций. На первый взгляд кажется все просто. Ведь сама процедура регистрации четко определена действующим законодательством. Вот вам и Закон «О режиме иностранного инвестирования», вот и Постановление КМУ «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирование» от 06.03.2013 года № 139. На помощь приходит также Инструкция о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций, бережно размещенная на сайте Киевской городской государственной администрации.
Но на практике не все так легко, как кажется. Чтобы зарегистрировать инвестицию, инвесторам и их представителям необходимо пройти через все круги бюрократического ада. Некоторые компании так и останавливаются на полпути, отложив «на потом» этот затяжной процесс. Итак, как же быстро и «безболезненно» зарегистрировать иностранную инвестицию?
Процесс регистрации иностранных инвестиций можно условно разделить на несколько этапов, а именно:
- внесение инвестиции в уставный капитал предприятия;
- получение отметки налоговой инспекции о ее фактическом внесении;
- государственная регистрация иностранной инвестиции
Регистрации иностранной инвестиции в Украине: «подводные камни»
Процедура увеличения уставного капитала предприятия за счет иностранной инвестиции не вызывает сложностей. Что нельзя сказать о следующих двух этапах.
Так, получив оригиналы учредительных документов с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы предприятия, инвестор вносит инвестиции на счет предприятия и обращается в органы государственной налоговой службы.
Обычно, постановкой на учет иностранной инвестиции занимается отдельный налоговый инспектор. А потому перед тем, как подавать заявление в налоговую, заранее согласуйте с налоговым инспектором необходимый пакет документов.
Так, согласно приказу Государственной налоговой инспекции от 29.06.2005 года, для подтверждения органами государственной налоговой службы информационных сообщений о фактическом внесении иностранных инвестиций в уставный фонд предприятия, необходимо подать :
- заявление в орган государственной налоговой службы по месту осуществления инвестиции;
- информационное сообщение о внесении иностранной инвестиции в трех экземплярах, заполненное по форме и в порядке согласно приложениям № 1 и 2 к Положению о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций и документы, свидетельствующие о фактическом внесении инвестиции.
Однако, помимо указанных в приказе документов будьте готовы к тому, что налоговый инспектор запросит у вас целый ряд дополнительных документов. Все дело в том, что налоговики имеют более расширенное представление о понятии «документы, свидетельствующие о фактическом внесении инвестиции».
В частности, к последним относят :
- документы, подтверждающие форму осуществления иностранной инвестиции (устав нотариально заверенный, справка статистики, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, приказы на назначение (протоколы, решения) директора, бухгалтера и их копии паспортов, идентификационных №-ров, копия паспорта того, кто подписывает информационное сообщение, корешки об открытии счетов предприятия и т.д.);
- документы, подтверждающие стоимость иностранной инвестиции (справка из банка о денежном вкладе, копия выписки банка, свифтовки) и т.п.;
- документы о зачислении денег на баланс предприятия (бухгалтерскую справку проводок о зачислении на баланс взноса в уставный фонд, оборотно-сальдовые ведомости, справка в произвольной форме о том, сколько составляет устав (другое), сколько было внесено и зарегистрировано, сколько вносится в данный момент и сколько составляет остаток и т.д.).
Также следует заметить, что в случае регистрации нескольких инвестиций от различных инвесторов, для каждой инвестиции необходимо подготовить отдельный пакет документов. При этом законодательством не установлен срок, в течение которого необходимо зарегистрировать иностранную инвестицию с даты фактического ее внесения. А потому вы можете зарегистрировать сразу несколько инвестиций за разные годы. В таком случае важно помнить, что в информационном сообщении обязательным является указание эквивалента валюты в гривне на дату фактического внесения инвестиции.
После проставления отметки органами Министерства доходов и сборов о фактическом внесении иностранной инвестиции на информационном сообщении, можем смело приступать к государственной регистрации инвестиций в городской госадминистрации.
Пакет документов, необходимый для подачи в городскую государственную администрацию, четко определен в Постановлении КМУ «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирование» от 06.03.2013 года № 139 и почти не отличается от документов, необходимых для подачи в налоговую.
Однако, несмотря на такую детализацию, и здесь не избежать «подводных камней». В частности, как уже отмечалось, обязательным условием при заполнении информационного сообщения является указание размера иностранной инвестиции с определением эквивалента в гривне на дату фактического внесения инвестиции. Такая же информация должна содержаться и в справке о внесении средств в уставный капитал предприятия.
Вот здесь и подкрался «знаменитый пробел» украинского законодательства. Так, согласно ст. 5 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования»: «Иностранные инвестиции и инвестиции украинских партнеров, включая взносы в уставный капитал предприятий, оцениваются в иностранной конвертируемой валюте и в валюте Украины по договоренности сторон на основе цен международных рынков или рынка Украины».
Подавляющее большинство банковских учреждений, которые выдают указанные справки, трактуют положения «по договоренности сторон» как курс валют, определенный в уставе предприятия. Тогда как в городской государственной администрации настаивают на курсе валют на дату фактического внесения инвестиции. А так как изменения в устав вносятся до фактического внесения иностранной инвестиции, то и курс валют, определенный в уставе и выписке с датой фактического внесения существенно различается. В такой ситуации предприятие оказывается между двух огней: банковским учреждением и государственным регистратором. Оказавшись в таком положении, инвестору остается только найти компромисс, который удовлетворит как одну, так и другую сторону .
Итак, несмотря на значительную детализацию в действующем законодательстве, процесс регистрации иностранной инвестиции на практике требует профессионального подхода во избежание его затягивания органами государственной власти и быстрого проведения государственной регистрации.
Возможно, Вам будут полезны следующие материалы:
«Выгодоприобретатели», «транзитеры», «налоговые ямы» ... или как еще назвать налогоплательщиков
Трансфертное ценообразование
Возвратная финансовая помощь
Учет операций финансового лизинга
Модернизация и отчетность